Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ИНСТРУКТИРОВАНИЕ РЕБЕНКА И РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СУЖДЕНИЯ

 

Kavathatzopoulos I. Instruction and the development of moral judgment // Acta Univ. Ups. Uppsala, 1988. 112 p.

 

Монография И. Каватацопулоса является теоретико-экспериментальным исследованием значения инструктирования ребенка для развития у него суждений в области морали.

Самым отличительным свойством морали автор считает то, что она является проводником социальных воздействий на индивида не путем оказания на него силовых воздействий со стороны социальных авторитетов, а путем прохождения этих воздействий через разум самого индивида. Автор достаточно широко определяет мораль, рассматривая ее как знание об отношениях между людьми и способах поведения в рамках этих отношений. Однако в данной книге обсуждаются лишь исследования представлений о морали.

Книга состоит из двух частей: «Теории морального развития у ребенка» и «Эмпирические исследования морального суждения». И. Каватацопулос начинает изложение с подробного рассмотрения стадиальной теории Л. Колберга, которая в течение 20 лет, начиная с 1958 г., была самой влиятельной в области морального развития. Приводятся данные в пользу этой теории, а также критические замечания в ее адрес. Эта теория описывает моральное развитие ребенка как последовательную смену трех уровней и шести стадий; при этом развитие понимается как движение к более высоким и абстрактным моральным принципам, которые регулируют моральное самосознание ребенка. Автор весьма лапидарно излагает саму теорию Л. Колберга, но выделяет при этом ее самые существенные черты. Далее кратко рассматриваются исследования А. Бандуры, Дж. Аронфрида и других, которые с позиций теории научения предложили свои объяснения феномена усвоения детьми морального поведения.

Отдельная глава книги посвящена теории морального развития, выдвинутой еще в 1932 г. Ж. Пиаже. В отличие от теории Л. Колберга, теория Пиаже оказала минимальное воздействие на основной поток исследований в области морального развития. Однако с тех пор, как зарубежным психологам стала известна критика Ж. Пиаже Л.С. Выготским, теория первого, которая рассматривала формирование морального суждения как абсолютно автономный, спонтанный процесс развития ребенка, была фактически дополнена Л.С. Выготским, который ввел представление о влиянии на этот процесс культуры и о роли взрослого. Как пишет автор, «Выготский опроверг аргументы Пиаже утверждением о том, что в действительности ребенок является изначально социализированным существом» (с. 50). Основываясь на критике Ж. Пиаже Л.С. Выготским, а также на различных аспектах самой теории Ж. Пиаже, автор книги показывает, что можно стимулировать развитие у ребенка морального самосознания с помощью определенных инструкций.

Вторая часть книги целиком посвящена изложению проведенного И. Каватацопулосом эмпирического исследования. Основной задачей автора было показать позитивную роль сотрудничества ребенка со взрослым, о которой писал Л.С. Выготский, для стимулирования развития моральных суждений у ребенка. Целями данного исследования были: 1) создание метода инструктирования, который бы стимулировал это развитие; 2) измерение эффекта инструкции; 3) проверка стабильности произошедших в ребенке изменений и их генерализованности, т. е. возможности переноса на другие Ситуации. Вся процедура проведения эксперимента описана весьма тщательно, приводится множество таблиц данных. Результаты показали, что у 86% испытуемых в результате инструктирования повысился уровень моральных суждений и этот эффект был генерализованным и устойчивым по времени.

Второе описанное в книге исследование

 

170

 

было задумано с целью ответить на вопрос о роли взрослого: действительно ли он способствует развитию ребенка или же последний просто оказывается под влиянием авторитета взрослого, авторитета, заставляющего ребенка рассуждать в соответствии с идеями, идущими от взрослого? Результаты показали, что к повышению уровня моральных суждений приводит сам факт инструктирования ребенка.

Данные экспериментальные исследования могут служить образцом четкой постановки вопросов и не менее четкого изложения результатов. Помимо своего содержания книга может представить интерес для советских психологов как работа, защищенная в качестве диссертации в университете г. Упсала (Швеция).

Е. В. Щедрина

Москва